Добрый утро!
Каждый понедельник мы начинаем с прослушиванием Гимна.
Посмотрите видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=TW_8XjLm6d4
Сегодня наш урок посвящен знакомству с природой Арктики, ее хозяйственным и стратегическим значением для России, Северным морским путем и атомным ледокольным флотом.
По ссылке посмотрим видео
https://youtu.be/Vzx7jztDkuI
Арктика занимает около 18% всей территории России. Толщина вечной мерзлоты в Арктике может достигать полутора тысяч метров. Океан здесь покрыт льдами толщиной до пяти метров. Эта ледяная шапка отражает большую часть солнечных лучей и не дает планете перегреваться, поэтому Арктику прозвали «холодильником» Земли.
Зима в Арктике длится 9 месяцев, а лето — около двух недель. Арктическая зима самая холодная, суровая и снежная во всей России. Бушует пурга и температура опускается до минус 50 градусов.
Как правило, у людей Арктика ассоциируется с холодом, вечной мерзлотой и бесконечным ровным снежным покрывалом. Но на самом деле арктический ландшафт очень разнообразен: здесь вам и пустыни, и реки, и даже вулканы.
За долгие годы исследований региона ученые обнаружили в Арктике пять активных вулканов.
Самым необычным считается подводный грязевой вулкан Хаакон Мосби, находящийся на дне Баренцева моря между побережьем Норвегии и островом Медвежий. В отличие от привычных нам вулканов, он извергает не лаву, а грязь и метан.
Еще в арктической зоне есть три подводных хребта: Колбейнси Ридж в Исландии, хребет Ломоносова, протянувшийся от Канадского Арктического архипелага до Новосибирских островов, и хребет Гаккеля между оконечностью Гренландии и морем Лаптевых.
Несмотря на суровые условия и малую пригодность для проживания, Арктика все же не является совсем необитаемой.
Несмотря на суровые условия арктических земель для всего живого, их продолжают осваивать, особенно потому, что это крупнейший район по добыче алмазов, золота, нефти и природного газа, край, богатый железными рудами и углем, пушниной и лесом. Много отважных первопроходцев, талантливых ученых, смелых и трудолюбивых людей посвятили свои жизни изучению русской Арктики, ее развитию — строительству городов и дорог, разведке полезных ископаемых, прокладке безопасных маршрутов в бесконечной снежной пустыне. Со временем помимо поселений коренных народов, здесь начали образовываться новые города, которые уже в больших объемах необходимо было обеспечивать всем необходимым: едой, лекарствами, стройматериалами, одеждой.
Самым доступные способом стал морской: судно можно нагрузить большим объемом грузов. Но в Арктике моря почти весь год покрыты льдом, и просто так, не зная надежного пути, по ним не пройти.
Еще в XVI веке начали создаваться проекты по поиску водного пути вдоль северных берегов к Тихому океану. Со временем такой путь был найден. Слышали ли вы что-нибудь о нем и его появлении?
Впервые о возможности использовать Северный морской путь еще в 1525 году сделал вывод русский дипломат Дмитрий Герасимов после исследования плавания поморов, которые еще в XIII веке «ходили за камень» (Уральские горы).
Свои имена в освоение Северного морского пути также вписали такие исследователи, как Семен Дежнев, Витус Беринг, Георгий Седов, Фердинанд Врангель, Отто Шмидт, Степан Макаров, Георгий Брусилов.
Посмотрите на карту- https://youtu.be/UP83DWa43Kc
Северный морской путь на западе ограничен входом в пролив Карские Ворота архипелага Новая Земля и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, далее проходит через моря Ледовитого океана (Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море и Чукотское море) и доходит до мыса Дежнева. Протяженность всего маршрута в общей сложности около 5600 км.
С 1932 по 1964 год безопасность мореплавания в Арктике обеспечивало советское Главное управление Северного морского пути. С этого года задачи выполняет новое подразделение Росатома —«Главсевморпуть».
Сейчас Северный морской путь — кратчайший маршрут между Европейской частью России и Дальним Востоком, который обеспечивает освоение региона Арктики и международную торговлю.
Экспедиции развивали не только Северный морской путь, но и порты, города и поселения, расположенные на пути. Самые крупные из них — Сабет- та, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек. Мурманск и Архангельск также являются важными портами. Со временем эти поселения стали иметь не только региональное, но и Всероссийское, и даже мировое значение.
Использование Северного морского пути позволяет сокращать время транспортировки грузов для многих стран мира, и таким образом экономить на стоимости перевозки при большем объеме доставляемых грузов.
Но для таких перевозок нельзя использовать обычные суда. Вспомните природные особенности Арктики и скажите, почему.
Для прохождения ледяного арктического покрова нужны мощные и прочные суда, которые выдержат давление льдов и способны пробиться через толщу льда. Такие суда называют ледоколами. Первые северные экспедиции совершались на простых деревянных парусных судах и были очень сложны и опасны. С развитием технологий стали появляться особые суда — ледоколы, способные проходить сквозь толщи льда. Ледоколы сначала работали на паровых двигателях (в качестве топлива использовался каменный уголь). Потом появились дизель-электрические ледоколы и атомные ледоколы.
Основная часть атомного ледокола — атомный реактор, который дает судну энергию для движения. По какому принципу работает атомный реактор? Всё, что мы наблюдаем вокруг, состоит из атомов. Их устройство достаточно простое. В центре атома есть ядро, а вокруг него — электроны.
В недрах Земли содержится редкий металл — уран. В 30-е rr. XX столетия исследованиями ученых-физиков разных стран было установлено, что под воздействием нейтронов ядра урана способны распадаться с высвобождением огромной энергии.
Этот принцип получения энергии при распаде ядра вещества и положен в основу работы атомного реактора на атомном ледоколе.
В результате атомные ледоколы во много раз мощнее других, они могут работать без дозаправки чуть более пяти лет, а ледоколам, которые работают на обычном топливе, хватает горючего всего на пару месяцев. Кроме того, атомные ледоколы, в отличие от дизельных, не наносят вреда хрупкой арктической природе. След атомного ледокола — это только облако пара.
Сейчас в нашей стране, благодаря выдающимся ученым, инженерам- конструкторам и судостроителям, есть самые мощные атомные ледоколы и единственный в мире атомный ледокольный флот, в состав которого входят суда «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр», «Арктика» и «Сибирь», а также атомный контейнеровоз «Севморпуть» (единственное в мире грузовое судно с ядерной энергетической установкой).
Основная задача ледоколов Росатомфлота — осуществлять проводку грузовых судов международных и внутренних российских перевозок по Северному морскому пути. По каналам, которые сквозь льды прокладывают атомоходы, идут суда, поставляющие все необходимое в арктические города, куда без ледоколов грузы можно доставлять только самолетами, что очень дорого. По Севморпути также ведется транспортировка полезных ископаемых, которые добывают в Арктике: нефть, газ, уголь, цветные и драгоценные металлы. Еще одна немаловажная задача Росатомфлота — содействие в изучении Арктики и Северного Ледовитого океана в рамках научных экспедиций.
Ежегодно при поддержке Госкорпорации «Роса том» проводится отбор участников просветительского проекта «Ледокол знаний. Homo Science project» для школьников России, в котором может принять участие любой школьник в возрасте от 12 до 16 лет. Вы тоже можете побороться за право стать участником просветительской экспедиции на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы» летом 2023 года. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте polus.atom.online и проверить свои силы в интеллектуальном конкурсе. Ваши знания — билет на Северный полюс.
Убедительная просьба, прислать мне сегодня в личные сообщения в Телеграмм фото на фоне просмотра видеоролика.
|