Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение.
1. Записать дату и тему урока
2. Просмотреть урок по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=zMzF0_SGZ14&t=199s
3. Ознакомьтесь с теорией
-Какие четыре вида речевой деятельности мы различаем?
Два из них производят текст – это говорение и письмо, а другие два - слушание (аудирование) и чтение - осуществляют восприятие.
- Равномерно ли распределение видов речевой деятельности в потоке жизни?
Нет. Неравномерно: меньше всего мы пишем (если это не связано с профессиональной деятельностью), больше всего слушаем или говорим. Это. В первую очередь, может зависеть от личных свойств человека).
- Какие коммуникативные цели преследует говорящий?
(Согласиться или отказаться, посоветовать, предупредить, потребовать, попросить, разрешить, усомниться, поблагодарить и т.д.)
- В зависимости от этого возникают высказывания 3 типов. Назовите их.
сообщения,
побуждения,
вопросы.
- В чём заключаются трудности говорения?
(Сознание говорящего сосредоточено на содержании, логико-композиционном структурировании текста, память выдает наиболее подходящие лексические варианты, интуиция (неоднократное повторение опыта в сходных условиях) помогает грамматически правильно построить предложение и озвучить его в соответствии с нормами произношения, языковое чутье позволяет определить стиль, психологическая ориентировка заставляет учитывать реакцию слушателей. Трудности говорения объясняются тем, что все вышеперечисленные операции требуется выполнять одновременно.)
- Какие проблемы возникают обычно при отсутствии языкового автоматизма?
При отсутствии языкового автоматизма наблюдается расчлененный механизм генерации высказывания. Речь звучит прерывисто: возникают непроизвольные, более длительные (сравнительно с остальными) остановки, повторяются отдельные слова, слоги, “растягивается” звук типа [э], произносятся выражения “Как бы это сказать?” , “Ну вот” и подобные. Эти проявления прерывистости речи раскрывают затруднения говорящего, характеризуются как внешние регулирующие действия. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций, а также обмолвки часто отражают состояние человека, его волнение, несобранность при усложнении речевой ситуации. В ходе публичного выступления, в беседах с руководством на службе мысленная регуляция скрывается, ее внешние проявления подавляются говорящим.
- Всегда ли прерывистость устной речи является негативным явлением?
Нет, прерывистость устной речи свойство неоднозначное. Если подобных случаев немного, то это не мешает воспринимать информацию, а порой даже активизирует внимание аудитории.
Процесс слушания (аудирования) очень сложен, рассмотрим его подробнее. Аудирование представляет собой процесс понимания, осмысления речи. Это коммуникативное умение не менее важно, чем говорение; является условием эффективности делового общения.
Еще философ Зенон утверждал: “Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить” . А историк Плутарх советовал: “Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо” . Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. В умении слушать проявляется воспитанность, уважение к другому человеку, т.е. культура.
Результаты обследования множества людей указывают, что достаточными навыками аудирования обладают лишь 10% из них. Прослушав десятиминутное сообщение, “средний” слушатель понимает и запоминает только половину из сказанного.
Стиль слушания зависит от характера, интересов личности, пола, возраста, физиологического состояния, служебного положения. Подчиненные более внимательны и сосредоточенны в разговоре с “начальством”, не всегда решаются прервать оппонента. Мужчины, в отличие от женщин, склонны слушать самих себя, быстро давать готовые ответы, перебивать, сосредоточиваться на содержании беседы. Женщине больше интересен сам процесс общения, они прерывают партнера в 2 раза реже. На эффективность слуховой перцепции влияет усталость, ухудшающая концентрацию внимания.
Это нужно знать:
Полноценное аудирование может занимать 20 минут при контактной и 5 - 7 минут при дистантной коммуникации.
Исследователь М. Беркли - Ален выявила “роли” слушателей:
1) “симулянт” делающий вид, что слушает;
2) “зависимый слушатель” - легко попадающий под влияние мнений и желаний других;
3) “перебивала” - тот, кто неоправданно вмешивается в речь собеседника;
4) “погруженный в себя”;
5) “интеллектуал” - воспринимающий информацию больше разумом, пренебрегающей эмоциональным и невербальным аспектами поведения говорящего.
В зависимости от особенностей восприятия текста выделяют 3 вида аудирования:
1. Глобальное, при котором достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль.
2. Детальное предполагает осознание главных смысловых блоков текста в зависимости от установки, которую ставит перед собой слушающий.
3. Критическое требует критического осмысления воспринятого на слух.
Различают также 2 способа слушания:
1. Нерефлексивное (пассивное) состоит в умении не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями, в способности внимательно молчать. Этот способ требует значительного физического и психологического напряжения, определенной дисциплины. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию.
2. Рефлексивное (активное) заключается в активной обратной связи, оказании помощи в выражении мыслей. Этот способ особенно уместен, если партнер по общению ждет поддержки, одобрения, если необходимо глубоко и точно уяснить информацию.
Основными приемами рефлексивного слушания являются:
1) Выяснение, т.е. обращение к собеседнику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты, суждения. (Например, “Я Вас не понял. Не повторите ли еще раз?” , “Что Вы имеете в виду?” ) .
2) Перефразирование - “передача” чужого, только что произнесенного высказывания в другой форме (“Как я Вас понял...” , “По Вашему мнению...”, “Другими словами Вы считаете...” ) .
3) Резюмирование - подведение итогов услышанного (“Если обобщить сказанное Вами, то...” , “Вашими основными идеями, как я понял, являются...” .
4) Подтверждение контакта - приглашение высказываться свободно и непринужденно. При этом речь сопровождается репликами типа “Это интересно”, “Да”, “Понимаю Вас” , “Приятно это слышать” .
4. Выполните задания в тетради:
Выберите из нижеперечисленных истинные утверждения, запишите их в тетради
1) Аудирование - это непроизвольный процесс.
2) Умение слушать - приобретаемый навык.
3) На процесс слушания затрачивается немного энергии; это несложный процесс.
4) Говорение - более важный вид речевой деятельности, чем аудирование.
5) Некоторые искажают речь партнера так, что воспринимают только то, что хотят слышать.
6) Когда человек погружен в свои мысли, он не в состоянии слушать, что ему говорят.
7) На восприятие услышанного влияют профессиональная подготовка, жизненный опыт, знания личности.
8) Ответственность за успех общения полностью лежит на говорящем.
9) В умении слушать проявляется воспитанность человека.
10) Во время аудирования лучше не проявлять интереса к другой стороне, демонстрируя свое если не безразличное, то малозаинтересованное отношение.
Пройдите тест онлайн, скиньте скриншот с результатами
https://exam-prep.ru/test72/
|