22.03.24г.11б.
Библейская тема в романе Ю.Домбровского.
Роман Ю.Домбровского переносит нас в 30-е годы ХХ столетия и проводит параллель с библейским сюжетом о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Автор анализирует историческую эпоху 30-х с позиций библейской нравственности.
– Расскажите об Андрее Энестовиче Куторге.
Он инвентаризатор в музее, “бывший поп”,– как называет его Корнилов. Он написал книгу “Суд над Христом”. Пишет о жестокостях Пилата, подчеркивая, что Христа казнить Пилат всё-таки не хотел. Почему? Вот отсюда и начинается путаница. В ответ он слышит: “А что же, батюшка, в нём вы находите непонятного? Вот уж воистину никакой загадки нет. У нас, например, в нашем просвещении такими пилатами хоть пруд пруди”. Это типичный средний чиновник времен империи”.
Сталинская империя многое заимствовала из библейских времён: ещё Тиберий ввёл кары и казни за каждое оппозиционное слово. Вот один из его законов: “Критика действий императора приравнивается к оскорблению величия Римского народа”. За такие проступки казнили в первом веке нашей эры и в сталинские времена.
– А кто отправлял людей на казнь?
– Типичные средние чиновники, подобные Пилату.
– Каторга находит ещё две причины нерешительности Пилата, вынужденного судить Христа.
- Первая: “Он просто никого не хотел казнить в угоду иудеям, так как иудеи Пилата не любили”. Евангелие не рассказывает о судьбе Пилата после казни, однако историки дополняют Библию: “… кончил Пилат плохо. По одним источникам, покончил с собой при Калигуле. По другим – его казнил Нерон, по третьим – его сослали в Щвейцарию, и он там утонул в Люцернском озере”.
- Вторая причина в том, что “Христос – … очень устраивал Пилата. Два момента из учений Христа он уяснил себе вполне. Во-первых, этот бродячий проповедник не верит ни в революцию, ни в войну, ни в переворот. Нет, человек должен преодолеть себя изнутри, и тогда всё произойдёт само собой. Значит, он против бунта. Это первое, что подходит Риму.
Во-вторых, единственное, что Иисус хочет разрушить и всё время разрушает – это авторитеты. Авторитет синедриона, авторитет саддукеев и фарисеев, а, значит, и. может быть, авторитет Моиссея и храма… Значит, Риму такой разрушитель и будет необходим. А это ещё и умный разрушитель”.
Если всё это обобщить, то станет ясно, что Пилат – типичный чиновник времён величия Рима, уверенный в правильности позиций Тиберия – правителя жестокого, властного, не терпящего инокомыслия, сохраняющего авторитет тоталитарной власти в интересах Римской империи. Этим же путём идёт и Сталин.
Домашнее задание.
Проанализировать произведение "Факультет ненужных вещей"
|