Воскресенье, 17.08.2025, 04:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Дистанционное обучение

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


9-А,9-Б Литература 22.09
21.09.2023, 15:46

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Жанр оды. Прославление в оде мира, Родины, науки.

В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность России. В это верил также и Ломоносов.

Определение оды (записываем в тетрадь)
Ода — наиболее важный жанр в литературе XVIII в.
Ода - торжественное стихотворное произведение.


Чтение Оды на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”. ( стр.52-59)

Работа с текстом. Идея просвещенной монархии – центральная в творчестве Ломоносова.
Определите главные темы од Ломоносова (тема родины, мира, науки и просвещения).

Композиционный план оды.

1. Прославление «тишины» (мира, слово-образ). Прославление Елизаветы как поборницы мира, просвещения.
2. Лирическое отступление- предостережение правительству о вступлению в войну.
3. Прославление Петра как творца новой России.
4. «Наказ» Елизавете продолжать дело Петра.
5. Картины российских просторов, богатств.
6. Гимн науке.
7. Прославление тишины, Елизаветы, предостережение врагам.


Идея оды - долг перед Отечеством, служение ему превыше всего.
• Какие события упоминает автор? - Итак, называем темы (Мир, Россия, Елизавета, Петр 1, наука)
• Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему мира и тему Петр 1.

• Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему науки и тему Елисаветы Петровны.
Тема мира. «Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина, … Свое богатство по земле».
Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, России нужен мир и не нужны войны. Мир - основное условие и для успехов просвещения.
Тема Петра 1.Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны, затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы. Петре 1, которого он считал идеальным монархом и национальным героем.
«Послал в Россию человека, …Взирая на российский флаг…»
Это образ царя-гражданина, труженика, посвятившего себя служению государству, неустанно заботящегося об общем благе.
С чувством особого восхищения вспоминает поэт о том, что при Петре
…блаженны науки
Чрез горы и моря
В Россию простирали руки..
Ломоносов выражает надежду, Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.
Тема Елизаветы. В этих строках Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян.
«Когда на трон Она вступила, … Тебя прияв, облобызала; ( )
-Мне полно тех побед, сказала,- На целый Запад и Восток.
Тема науки. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего востока.
«О, вы, которых ожидает .. Науки пользуют везде».
• Почему этот день так важен для поэта?
• Какой предстала Россия? (Россия – сокровище, широкое поле для деятельности просвещенного человека.)
• Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы? (Быть щедрой во благо Отчизны.)
• Какими чувствами проникнута ода?
• Что воспевает автор?(“Процветание” России, её богатства зависят от характера государственного правления.)

Язык оды. Найти и выписать примеры из оды.
• Славянизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.



Словарь.
Невтонов — Ньютонов,
раченье (раденье) — старание, усердие;
от недр — из глубин.
• К кому обращается автор в первых строках отрывка?
(К молодым соотечественникам).
• К чему он их призывает?
(К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращиивать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра.)
- Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю».
(Отечество, благословенны, ободренны, отраду)

IV. Выводы по уроку. 
-К чему Ломоносов призывает молодых соотечественников ? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих учёных, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра).
V. Домашнее задание. Выучить  отрывок наизусть  на стр.59  от "Науки юношей питают..." до  " С числом щедрот твоих сравнит".

Прислать фото выполненной работы в тетради.

Категория: 9 классы | Добавил: katyastorozheva
Просмотров: 175 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz