29.09.23г 11а,б.
Тема урока:
МИТИНА ЛЮБОВЬ»: ЯЗЫК ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ
Самое значительное произведение Бунина 1920-х годов — повесть «Митина любовь». Так о любви ещё никто не писал. В его произведении тонкий психологический анализ сочетается с проникновением в “физиологию любви”, поэтическая эротика — с показом мрачных, глубинных влечений человека.
Предлагаем учащимся два высказывания о повести Бунина и вопрос: “Что их объединяет в подходе к произведению?”
-
“Эта «первая месса пола», в понятии Бунина, — явление космического масштаба, ибо в человеке, в этом микромире, частице природы, происходят катаклизмы, потрясающие до основания его хрупкую телесную основу, когда в ощущениях человека преображается и весь мир, когда до предела обострена чувствительность ко всему вокруг, и тогда — «всё любовь, всё душа, всё мука и всё невысказанная радость»” (А.А. Саакянц).
-
“Любимая, Катя… впервые даёт ему тот взгляд на простор, который (быть может) приближается к великолепному бессознательно-знающему взгляду животного; но едва только он покидает любимую девушку, как от тоски и покинутости он заполняет эту открывшуюся ему беспредельную даль, это блаженство, которое есть не что иное, как пространство, — тоже любимым, близким ему миром, который он затем, с утратой Кати, по необходимости вместе с нею утрачивает, так что ему не остаётся ничего, кроме небытия… в котором он храбро и последовательно гибнет” (Р.-М. Рильке).
Оба высказывания строятся на метафорах пространства. Именно о значении пространственных образов в повести «Митина любовь» у нас и пойдёт речь.
Выделим основные характеристики мира, в котором пребывает герой в начале повести: весна, солнце, тепло, радостно, рядом любимая девушка, идут вместе, дорога вверх. Но описание предваряется тревожным сообщением о том, что это был последний счастливый день Мити. И мы заранее знаем о конечности безмятежного, счастливого мира. Вскоре тревога находит подтверждение в тексте произведения: Митя хотел бы замкнуть счастливое пространство, чтобы Катя навсегда осталась в нём. Она с иронией замечает: “Что ж, ты бы… меня в терем запер?” Тревожными сигналами звучат и рассыпанные в тексте слова с общим значением неопределённости: как будто, почти, внезапно, казалось…
Во втором абзаце встречаем два важных пространственных символа: “с благостной задумчивостью высился Пушкин, сиял Страстной монастырь”. Невольно сталкиваются в нашем сознании необъятный мир искусства и замкнутый, строгий монастырский мир. Мотив замкнутости и бесконечности развивается в разговоре героев, в декламируемых Катей строчках о кольце: “Меж нами дремлющая тайна, душа душе дала кольцо”. Два соприкасающихся кольца — символ бесконечности. И перед нами разворачивается вечная, как мир, история неразделённой, неосуществлённой любви.
Катя пытается быть актрисой даже наедине с Митей, она вносит в их отношения ненужную театральную пошлость. Митя видит “манерное чтение” и слышит неестественный “пониженный голос” возлюбленной. Бунин пишет: “чтение… напомнило Мите среду, отнимавшую у него Катю”. Это другое, враждебное герою пространство, которому уже отчасти принадлежит Катя.
Дальнейшее общение с текстом можно организовать, опираясь на вопросы и задания.
-
Каким раскрывается внутренний мир Мити во 2-й и 3-й главах? Несёт ли в себе герой изначальные причины надвигающейся катастрофы или они вне его?
-
Почему образ главного героя (глава 5) рассматривается Буниным в культурологическом “пространстве”?
-
В сцене прощания на платформе вокзала (глава 6) внешнее и внутреннее (физическое и психологическое) пространства организованы по вертикали: “она… стояла, снизу глядя на него”, “он стоял худой, нескладный” (взгляд Кати), “всё в ней было прелестно” (взгляд Мити). Как можно объяснить смысл подобной организации пространства?
-
Что оказывает на героя врачующее, гармонизирующее воздействие по дороге в родное поместье (глава 7)? Какие детали помогают нам понять это?
-
Можно ли сказать, что жизнь Мити в деревне (глава 8) обретает черты идиллии?
-
Какое значение имеет соотнесение пространственно-временных планов в 10-й главе?
-
Какие пространственные символы и характеристики вы видите в главе 12? Как они помогают полнее раскрыть душевное состояние героя?
-
Сопоставьте эпизоды двух встреч Мити с Алёнкой (главы 24, 27). Какие детали выражают авторское отношение к произошедшему с героем?
-
Как изменяется для Мити внешний мир после получения от Кати письма с вестью о разрыве (глава 28)? Зачем писатель вводит нас в нереальный мир сновидения?
-
Измена Кати превращает мир в абсолют жестокости, причиняющий герою только нестерпимую боль, больше ничего. Всем пережитым и случившимся Митя уже исключён из жизненного пространства, поэтому в его желании смерти как освобождения нет ни силы воли, ни мужества решения, а одна только роковая и закономерная неизбежность. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст главы 29.
-
Какие мысли о вечном и бренном навевает стихотворение Бунина «Настанет день — исчезну я…» (1916)? В чём вы видите различие восприятия жизни и смерти героем прочитанной повести и лирическим героем стихотворения? (В своём рассуждении обратитесь и к пространственным образам произведений.)
-
Домашнее задание.
-
Знать содержание повести "Митина любовь" ,рассказа" Гранатовый браслет".
|