Химическое загрязнение окружающей среды
Проблема химического загрязнения планеты – одна из глобальных и актуальных экологических проблем. В современной школе при изучении химии нельзя обойти вниманием эту проблему. Знания, полученные на уроках химии, биологии, географии помогут нам для понимания и усвоения химического аспекта данной экологической проблемы. На сегодняшнем уроке мы обобщим наши знания о влиянии химического загрязнения на окружающую среду и попытаемся найти выход из создавшегося положения.
Вы только что закончили изучение неметаллов, при этом говорили об оксидах неметаллов – серы, азота, углерода. Эти оксиды газообразные. Поэтому сегодня мы обобщим наши знания и поговорим о загрязнении атмосферы. Какие экологические проблемы связанные с загрязнением атмосферы вам знакомы?
- Кислотные осадки
- Парниковый эффект
- Общее загрязнение атмосферы
- Озоновая дыра
- Радиоактивное загрязнение
Сегодня мы рассмотрит некоторые из этих проблем более подробно
1. Кислотные осадки.
Кислотность природных водоемов и атмосферных осадков в норме, если рН 5,6 / из-за растворенного в воде СО2/
Кислотные осадки –любые осадки кислотность которых выше нормы. Впервые были зарегистрированы в Англии в 1907-1908г. Сейчас бывают осадки с рН 2,2-2,3.
Источники кислотных осадков: кислотные оксиды: SO2, NO2
Механизм образования кислотных осадков: газы+ пары воды образуют растворы кислот с рН< 7
Соединение серы в атмосферу попадают :а/ естественным путем т.е. биологические процессы разрушения, действие анаэробных бактерий заболоченных мест, вулканическая деятельность.
б/ антропогенным -59-60% от общего количества выбросов в атмосферу, переработка разных видов топлива, работа предприятий металлургии, цементные работы, производство серной кислоты и др.
Вспомним химические реакции, лежащие в основе поступления оксидов серы в атмосферу.
2 H 2S + 3O2 = 2H2 O + 2SO2
2ZnS+3O2 = 2ZnO + 2SO2
Далее в атмосфере SO2 превращается в SO3
Надо отметить, что в чистом воздухе возможность превращения оксида серы / IV/ в оксид серы /VI/ мала, но пылевые частицы, несущие частицы железа и марганца играют роль катализатора.
Влажность воздуха тоже помогает 2SO2+ 3O2= 2SO3
Далее происходит процесс: SO3 + H 2O =H 2SO4
Оксиды азота поступают в атмосферу: а/ естественным путем –грозой, или под действием почвенных бактерий б/ антропогенным - из-за деятельности автотранспорта, теплоэнергетических установок, производства минеральных удобрений, азотной кислоты, нитросоединений, взрывных работ.
Парниковый эффект.
Это понятие было впервые сформулировано еще в 1863г. Тидаллом. В 1896г. С. Аррениус показал, что углекислый газ повышает температуру атмосферы на 50. В 70-ые годы 20 века доказано, что и другие газы дают парниковый эффект: углекислый газ-50-60%, метан-20%, оксиды азота-5%.
На поверхность Земли поступает поток видимых лучей, через парниковые газы они проходят не изменяясь, а при встрече с Землей их часть трансформируется в длинноволновые Иф-лучи. Эти лучи задерживаются парниковыми газами и тепло остается на Земле.
В 1890г. – средняя температура планеты 14,50 в 1980-15,20
Опасность в тенденции роста. По прогнозам 2030-50г. еще вырастет на1,5-4,5 0
Последствия:
Отрицательные: таяние вечных снегов и подъем уровня океана на 1,5м. затопление наиболее урожайных территорий, неустойчивая погода, ускорение темпов вымирания животных и растений, таяние вечной мерзлоты, что приведет к разрушению зданий, построенных на сваях.
Положительные: теплые зимы в северных областях нашей страны, некоторые преимущества для ведения с/х.
Общее загрязнение атмосферы.
Кроме перечисленных оксидов азота и серы в атмосферу выбрасываются еще и другие газы.
Углерод образует два оксида: углекислый и угарный газ.
Угарный газ-яд. Он образуется при неполном сгорании топлива.
Демонстрация опыта: В кольцо, закрепленное в штативе, под наклоном вставляем газету в виде свернутого кулька. Поджигаем с нижнего широкого конца. Из верхнего отверстия начинает выходить дым, который при поджигании горит фиолетовым пламенем, что доказывает образование СО при неполном сгорании топлива.
Основные поставщики вредных газов - автомобили.
Итак, проблемы названы и мы видим, что они актуальны и для нашей области. Ваши предложения по выходу из создавшегося положения:
Составить конспект, записать свои предложения по решению данных проблем
|