Генетическая связь между классами неорганических соединений
уч §27, записать примеры на все предложенные вам цепочки, выполнить задания к уроку. Высокий балл можно получить, если задание будет прислано на проверку в день урока до 18 часов. Задание обязательно для всех
https://yandex.fr/video/preview/17925877226143119175 посмотреть видео
Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaСО3
C → CO2 → H2CO3 → СаCO3
В каждой цепочке есть что то общее. Обратите внимание – это элементы Са и С, они входят в состав всех веществ цепочки.
Связь, основанная на получении веществ одного класса из веществ другого класса называется генетической
Стр 116 -117 учебника
Какие общие признаки можно выделить для генетического ряда?
- Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.
- Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам
- Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.
Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения. Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.
Мы получили цепочки превращений. Такой вид работы вы уже выполняли.
Записать цепочку превращений - пронумеровать каждую стрелочку в этой цепочке – по каждой стрелочке написать отдельное уравнение реакции
Первая цепочка. Металл →оксид металла→основание (щёлочь)→соль
Вторая - неметалл→кислотный оксид→кислота→соль
Записать уравнения реакций по первой цепочке
1 металл кальций → оксид кальция
2 оксид кальция → щёлочь
3 щёлочь → соль
Проблема. А ведь большинство оксидов металлов нерастворимы в воде и поэтому осуществить переход от основного оксида к основанию не представляется возможным, как быть в этом случае? Для этого необходимо добавить ещё одно звено в цепи (СОЛЬ)! Стр 118 учебника – записать в тетрадь уравнения реакции по генетическому ряду меди
Металл →основный оксид →соль…→нерастворимое основание→ основный оксид→ металл
Генетический ряд неметаллов
- Неметалл → кислотный оксид
- кислотный оксид → кислота
- кислота → соль
Обратите внимание на то, что обе цепочки заканчиваются формулой одной и той же соли
Между собой могут быть связаны и ряды металлов и неметаллов.
→
Задание №1 Даны цепочки превращений: Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Напишите все необходимые уравнения реакций
a) Br2 —>HBr —>NaBr —> NaNO3
б) Fe —> FeCl2 —> Fe(OH)2 —>FeO —> Fe
в) P —>P2O5 —>H3PO4 —>K3PO4
докажите , что выбранная вами цепочка является генетическим рядом
Задание №2. Из приведенного перечня веществ: K, H2SO3, P2O5, AlCl3, S, Ba, H3PO4, N2, BaO, Na3PO4, Ba(OH)2, MgO, SO2, P, KOH, BaCl2, K2SO3, K2O – выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд и напишите уравнения реакций:
1 – Ва, 2 – S, 3 – K, 4– P.
Задание 3 Mg→MgO→MgCl2→Mg(OH)2→MgSO4.
Задание 4 Si→SiO2→K2SiO3→H2SiO3→CaSiO3.
![]()
|