11 класс Работа выполняется в тетради для практических работ. Дата по расписанию.
Практическая работа №1
по теме «Влияние различных факторов на скорость химической реакции».
Цель: Рассмотреть влияние различных факторов на скорость химических реакций
Оборудование: пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель, штатив для пробирок, лучинка, цинк, магний, медь: гранулы и порошок, растворы соляной кислоты (1:3, 1:10), уксусная кислота, мел, стакан с горячей водой, пероксид водорода, оксид марганца(4).
Инструктаж по ТБ Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами, пероксидом водорода, при нагревании веществ. Будьте осторожны со стеклянной посудой.
Ход работы
Опыт 1.Влияние природы реагирующих веществ.
В три пробирки налейте соляной кислоты. В первую пробирку положите кусочек магния, во вторую – кусочек цинка, в третью – кусочек меди. Что наблюдаете? Какая из реакций протекает быстрее?
Опыт 2.Влияние концентрации реагирующих веществ.
В две пробирки поместите по одной грануле алюминия. В одну пробирку прилейте 1мл соляной кислоты (1:3), в другую – 1мл соляной кислоты (1:10). В каком случае реакция проходит более интенсивно? Почему?
Опыт 3.Влияние поверхности соприкосновения реагентов.
В одну пробирку опустите кусочек мела, в другую насыпьте порошок мела, в эти пробирки налейте по 1 мл соляной кислоты одинаковой концентрации. Есть ли разница в скорости выделения газа? Почему?
Опыт 4.Влияние температуры.
В пробирку насыпьте небольшое количество порошка оксида меди (II), прилейте 1мл серной кислоты. Пронаблюдайте, что происходит. Закрепите эту пробирку в держателе и нагрейте её на пламени сухого горючего. Что наблюдаете? Почему?
Опыт 5.Влияние катализатора.
В пробирку налейте 1-2 мл пероксида водорода и внесите тлеющую лучинку, не прикасаясь к жидкости. Что наблюдаете? Добавьте к пероксиду водорода несколько кристалликов оксида марганца (IV) и снова внесите тлеющую лучинку. Что наблюдаете? Какую роль играет MnO2?
Составьте отчёт о работе в произвольной форме. Отчёт должен содержать следующую информацию: название опыта, что делали, что наблюдали, уравнения реакции, вывод.
Вывод:
Отчёт можно оформить в виде таблицы. Каждый опыт описывает Что делали? Что наблюдали? Почему это происходит?
Ход работы:
Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим реакции
|
Описание эксперимента
|
Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции
|
Уравнение реакции
|
вывод
|
|