Понедельник, 18.08.2025, 03:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Дистанционное обучение

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов


история 5-Б за 10.01.2024
10.01.2024, 10:55

Здравствуйте, ребята. Продолжаем изучать историю древнего мира. Очередная тема нашего урока:

«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».

1.План урока:
1) Древняя Аттика и её население.
2) Разведение оливок и винограда.
3) Знать и демос в Афинском полисе.
4) Бедственное положение земледельцев..

 

В Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства - полисы. В территорию каждого полиса входил город, расположенные
вокруг него хлебные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники;
поселения земледельцев, усадьбы богачей.
В VIII (8-м) веке до н. э. в Греции появилась новая письменность (древнейшее письмо было забыто). Её создали на основе финикийского алфавита. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые в истории греки стали обозначать буквами
гласные звуки.
Это позволило точно передавать при письме звуковую речь.

                                                           1.     Древняя Аттика и её население.
В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом
были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для
стоянок кораблей бухтами.
В Аттике нет полноводных рек. Большая часть области покрыта
горами. На её каменистых почвах плохо растут пшеница и ячмень.
В VIII-VII веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и
лавок кузнецов, горшечников, сапожников. Земледельцы Аттики
страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух,
сжигавших на полях посевы. Хлеба в Аттике не хватало.

                                                      2. Разведение оливок и винограда.

Обратите внимание на рисунок на стр. 141. Чем занимаются жители Аттики?   ( собирают оливки)

- Что могли дать оливки людям? Как их использовали?

- Ели оливки свежими и солеными, вымачивали в винном  уксусе, выдавливали масло, лучшие сорта использовали в пищу. Худшие для освещения . Смазывали ожоги, входило в состав лекарств. Натирали тело при посещении бани, перед спортивной борьбой . Таким образом, мы действительно видим, что оливы можно назвать настоящим деревом жизни. Кроме  оливок греки выращивали еще и виноград.

- Что изготавливали из винограда?

 -  Кусты винограда имели длинный гибкий стебель, который подпирали жердями. Спелые грозди винограда срезали и складывали в четырехугольный деревянный чан на высоких ножках. Затем греки тщательно мыли ноги  и ногами давили виноград: это был тяжелый труд, и поэтому занимались им мужчины. Выжатый сок  стекал по желобкам в подставленные сосуды.  Иногда сок выдавливали прессом – большим и тяжелым плоским камнем, который поднимали с помощью рычага. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждалось.

 

                                                        3. Знать и демос в Афинском полисе.

В 7-м веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал.

- На холме, посвящённом богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей – архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни

 

- Ареопаг – совет знати:

            1) принимал законы,

            2) следил за порядком,

            3) судил жителей Аттики,

           4) выбирал архонтов.

- Деятельность архотнов – знатные и богатые девять правителей:

            1)   разбирали ссоры,

            2) следили за торговлей,

            3) делили земли.

- Давайте прочитаем о законах Драконта ( стр. 141 – в синей рамке)

 

                                     4. Бедственное положение земледельцев.

- Ну, а теперь переходит к основному вопросу урока: как земледельцы Аттики потеряли не только землю, но и свободу. Как же это произошло? Как они смогли потерять землю и свободу?

- Кому , как выдумаете, принадлежали  лучшие земли? А кому - худшие?

- Значит, знать захватила лучшие участки.

 Землевладелец часто наблюдал за полевыми работами. Свои земли знать обрабатывала не сама, а с помощью чужого труда. Земледельцам доставались участки  на склонах гор, холмов, где земля была каменистая. Нередки были камнепады. Представьте, придет крестьянин на поле, а оно все завалено камнями. Чтобы убрать их, ему вмести, со старшим сыном, понадобится целый день. Вот участок подготовлен для пахоты. Плуг деревянный, а земля твердая, приходилось пахать два три раза. После пахоты крестьянин должен мотыгой разбить жесткие комья земли. Почву на горных участках уносило ветром,  вымывало дождевой водой. Затем он брал мешок,  лопату и шел в долину. Накапает хорошей земли и на себе принесет его в горы. Вывалит на участке, пойдет во второй раз, в десятый. Пот льет с него ручьем. Много раз спустится крестьянин вниз и поднимется   в горы

- Как вы думаете, мог ли горный участок прокормить земледельца и всю его семью.

- Конечно нет, поэтому земледельцы часто голодали и у многих не хватало семян даже для посева . Поэтому им приходилось идти  к богатому соседу и брать в долг серебро  или зерно. Знатный человек даст в долг 6 мешков зерна, но вернуть нужно 12. И на крестьянской земле появляется долговой камень. С надписью имя давшего в долг, взявшего в долг серебро или зерно, и срок возврата. Если не возвращался долг то земледелец вынужден отдавать детей или самого себя  в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на  любые работы, продать его на чужбину. Вот как земледельцы теряли землю и свободу.

- Как вы думаете, были ли довольны земледельцы такой жизнью? ( ремесленники , торговые работники , моряки, торговцы тоже были недовольны своим положением.)

- Они призывали :

            1) сбросить власть знатных

            2)  добиться права самим управлять государством

            3) а  так же отменить долговое рабство и переделить землю.

Д/З: учебник стр.139-143; текст, выделенный жирным шрифтом, записать в рабочую тетрадь, тетрадь по истории № 16, 17. 

Записать термины:
Полис – город-государство со своим правительством, войском и
территорией.
Демос – простой народ.
Акрополь – верхний город, высокий холм с обрывистыми склонами,
одновременно крепость и святилище, где стояли храмы.
Агора – рыночная площадь.
Амфора – большой глиняный сосуд.
Аристократия – знатные люди.
Тиран – единовластный правитель.

Для закрепления материала перейдите по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/lpWkCiys73zFuw  и ознакомьтесь с презентацией.
 

Категория: 5 классы | Добавил: ishchienko62
Просмотров: 86 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz