Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: « Победа греков над персами в Марафонской битве».
На прошлом уроке мы изучили тему: «Олимпийские игры в древности» и узнали, когда состоялись первые Олимпийские игры, какие спортивные состязания проводились в древности, а также познакомились с именами легендарных атлетов.
Ответьте для себя на поставленные вопросы.
Олимпийские игры проводились один раз в ________ года. Они устраивались в ____________________, расположенной в _______________________________________________________________.
Первые Олимпийские игры состоялись в ___________ году до н.э.
Пред играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе ____________ месяцев, а затеи еще ___________________ продолжать тренировки поблизости от _______________________________.
Олимпийские игры продолжались ____________________ дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _________________,
Затем атлеты состязались в ___________________________, ________________________, ____________________________.
Последним состязанием в пятиборье была ___________________.
Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были ___________________________________________________________.
В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были __________________________________________________________.
Сейчас давайте вспомним и ответим на вопросы:
· Когда впервые состоялись Олимпийские игры?
(В 776 году до нашей эры.)
· Как часто проводились Олимпийские игры?
(Олимпийские игры проводились один раз в четыре года.)
· Кому запрещалось участвовать?
(Женщинам.)
· Как вы думаете, почему существовал такой запрет?
(Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.)
· Как готовились спортсмены к играм?
(За год до начала игр все участники обязаны были присутствовать на тренировках в своем городе.)
· Сколько дней шли Олимпийские игры?
(5 дней.)
· Что происходило в первый день Олимпийских игр?
(Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.)
· Где проводили состязания?
(Большинство состязаний проводили на стадионе.)
· А по каким видам спорта шли состязания?
(Бег, прыжки в длину, метания копья и диска, борьба, кулачный бой, бег с оружием, гонки колесниц. В каждом состязании был победитель.)
· Какие награды вручали победителям?
(Победителей награждали венками из ветвей оливы.)
· Каких легендарных атлетов вы знаете?
(Милон – борец, Полидам – колесничий, Феаген – кулачный боец и бегун. После окончания Олимпийских игр победитель возвращался в родной город.)
· Как чествовали победителей в родном городе?
(Победителя встречали все граждане. Ему ставили статую и до конца жизни бесплатно кормили обедом.)
Таким образом, мы с вами вспомнили, что представляли Олимпийские игры в древности. Именно древние Олимпийские игры положили начало современному олимпийскому движению.
Давайте сравним Олимпийские игры нашего времени и Древней Греции /общее и отличительное.
Приблизительный план ответа:
Сегодня
|
В Древней Греции
|
а) новые виды спорта, в том числе зимние(лыжи, фигурное катание) – баскетбол, плаванье, прыжки в высоту, марафонский бег и др.
б) женщин допускают не только смотреть, но и участвовать в играх. А так же появилась Олимпиада для инвалидов.
в) игры длятся больше 5 дней и проводятся в разных странах.
г) общее: 1раз в 4 года; олимпийский огонь; тренировки; клятва честно состязаться; кроме гонок на колесницах остались виды состязаний с древности.
|
а) запрещались войны на время игр;
б) женщинам запрещалось участвовать и присутствовать под угрозой смертной казни на играх;
в) перед играми участники приносили жертвы богам,
г) участвовали в соревнованиях только греки;
д) победителям ставили статуи, бесплатно кормили обедами.
|
Заключающий итоговый вопрос Справедлива ли мысль, что древние греки любили Олимпийские игры? / Да – запрещались войны; все греки старались попасть на игры хотя бы зрителями; сохранилось множество ваз с рисунками олимпийских игр, статуи олимпиков/.
· Зачем греки проводили Олимпийские игры?
(Показать свою ловкость, силу. Устраивая Олимпийские игры, греки демонстрировали свою силу, ловкость и упорство.)
Все эти качества так нужны были воинам при защите своей родины от нападения врагов. Первым испытанием для греков стало Марафонское сражение.
Сегодня мы кратко вспомним основные сведения о Персидской державе и ее военном могуществе, узнаем о героической борьбе греков с персидскими захватчиками, рассмотрим ход Марафонской битвы и ее результаты, ознакомимся с новыми понятиями, выясним причины победы греков в Марафонской битве.
— Давайте вспомним, где находится территория, на которой возникло Персидское государство. (На побережье Персидского залива.)
— Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Вавилон, Лидию, Египет.)
— Кто был могущественным царем Персидской державы? (Дарий I.)
— К границам какого государства приблизились персы? (Греции.)
Тема урока: «Победа греков над персами в Марафонской битве».
План урока
1. Над греками нависла угроза порабощения.
2. Марафонская битва.
Проблемный вопрос. Почему, несмотря на численное превосходство персов, греки победили?
Работа по теме урока
1. Над греками нависла угроза порабощения
В начале V в. до н. э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий I задумал подчинить себе новые страны.

Марафонская битва
— Сравните размеры этих двух государств.
— Сравните соотношение сил: в 490 г. до н. э. в Греции встретились 10 тыс. воинов из Афин и тысяча воинов из греческого города Платеи под командованием Мильтиада с одной стороны и 60 тыс. воинов армии персидского царя Дария I во главе с Датисом — с другой.
— Учитывая приведенные данные, каков будет ваш прогноз результатов схватки?
Но делать исторические прогнозы - дело неблагодарное. Персы, несмотря на численное преимущество и опыт успешных боевых действий в других странах, все же проиграли. Почему?
— Попытайтесь ответить на этот вопрос, внимательно изучая тему урока.
Афиняне избрали военачальником (по-гречески — стратегом) Мильтиада — непримиримого врага Дария I. Некогда он служил по принуждению в персидских войсках и хорошо знал их военные приемы. За помощью послали в Спарту: ее жители обещали помочь, но позже отказались, ссылаясь на старинный обычай, запрещавший спартанцам до полнолуния вступать в бой. На помощь афинянам пришел лишь приграничный с Аттикой город Платеи: прислал отряд воинов.
Что слышит Мильтиад! «Безгранично могущество Дария, несметно его войско»,— запугивают молодежь тайные сторонники персов. «Это речи тех, кто надеется ценой предательства сохранить свои богатства! — гневно воскликнул стратег. — А вы, юноши, уж не забыли ли данную вами клятву?» — «Нет, Мильтиад! — тотчас отозвался молодой воин.— Мы готовы повторить ее: “Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве...”»
— Знакомы ли вам слова клятвы?(учебник стр.164)
— Кто и когда давал ее?
Все способные носить оружие встали в строй. В Афинах остались лишь женщины, дети и старики. Десятитысячное пешее войско двинулось по горным дорогам навстречу врагу.
— Вспомните, кто служил в афинском войске.
От Марафона до Афин около 40 км. Когда греческое войско достигло холмов, окружающих Марафонскую бухту, они увидели обширный лагерь врага и их корабли. Мильтиад поостерегся спускаться на равнину: персы превосходили греков численностью. «Дадим бой здесь, на холмах, преградим врагам путь на Афины», — сказал Мильтиад на военном совете. Ему возразили остальные военачальники: «А если персы посадят конницу на корабли и с моря нападут на Афины?» — «Не тревожьтесь, — ответил Мильтиад, — наши разведчики вовремя сообщат об этом».
Целых семь дней стояли друг против друга оба войска. Персидский военачальник негодовал: «Пусть эти трусы стерегут свои холмы! Завтра Афины будут наши!» Он приказал коннице сесть на корабли, с тем чтобы обогнуть Аттику и захватить безоружный город.
— Почему персы считали, что это им удастся?
— Кто в Афинах мог оказать им сопротивление?
Но разведчики Мильтиада недаром прятались на берегу моря. Едва рассвело, как они повернули свои бронзовые щиты навстречу солнцу и солнечными зайчиками подали Мильтиаду условный знак. Узнав, что конница посажена на корабли, греки немедленно спустились на равнину и построились фалангой (тесными сомкнутыми рядами).
По длине фаланга была равна боевой линии персов. Но как мало воинов в ее центре! Лишь на краях фаланги — сильные отряды. По команде воины Мильтиада устремились в атаку. Они бежали под стрелами врагов, сами афиняне лучников не имели. Завязалось сражение, и вскоре персы прорвали в центре боевую линию греков.
В это время на краях фаланги в ожесточенной схватке афиняне обратили врагов в бегство, погнали их к морю и захватили семь кораблей. Оставшиеся в живых персидские воины спешно покинули Марафонскую бухту.
Еще не перевязали раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: «Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!» — «Стратег! — отвечал юноша. — Я буду бежать без отдыха и остановок!»
— Сколько километров ему предстояло пробежать?
В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. «Радуйтесь, мы победили!» - чуть слышно произнес он и упал замертво. Сердце воина не выдержало огромного напряжения.
— Знаете ли вы, какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши? (Марафонский забег.)
По всем городам Греции пронеслась радостная весть: персы разбиты. И если прежде борьба с могущественной Персией казалась многим безнадежной, то теперь победа воодушевила всю Элладу.
После наступления полнолуния прибыли спартанцы. Опоздав к сражению, они все же отправились к Марафону рассмотреть поле боя.
— Как вы думаете, почему?
Закрепление изученного материала
— Почему греки победили?
— За что они боролись?
Причины победы греков
1) Помощь жителей города Платеи:
2) мужество и храбрость греческих воинов;
3) талант военачальника, стратега Мильтиада;
4) греки защищали свою родину, и это давало им силы для борьбы.
— Как вы думаете, какое значение для греков имела их победа в этом сражении?
Значение победы для греков
1. Для греков война носила справедливый характер.
2. Победа греков над персами в Марафонской битве показала, что они способны отстоять свою независимость.
3. Своей победой афиняне вдохновили другие греческие города на сопротивление.
— Выполните небольшой тест для самопроверки усвоения знаний по теме.
1. Персы через послов потребовали у греков земли и воды. Это означало, что они хотели:
1) еды и питья 2) участки возле водоёмов 3) подчинения
2. Причина греко-персидских войн заключалась в: 1) ненависти персов к грекам
2) завоевательной внешней политике персов 3) конфликте из-за Спарты
3. Народное собрание в Афинах избрало стратегом для борьбы с персами:
1) Аминия 2) Мардония 3) Мильтиада
4. Марафонское сражение произошло в: 1) 500 г. до н. э. 2) 490 г. до н. э. 3) 480 г. до н. э.
5. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию:
1) Кир 2) Ксеркс 3) Дарий I
Домашнее задание: учебник § 34 стр.161-165, текст, выделенный жирным шрифтом, записать в тетрадь, тетрадь по истории № 34, перейдите по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/KM_09slRPt9ccg закрепите изученный материал.
|