Вторник, 19.08.2025, 04:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Дистанционное обучение

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


история 5- А,В за 17.10
17.10.2023, 09:00

Здравствуйте, ребята. Переходим к изучению очередной темы урока. Текст, выделенный жирным шрифтом запишите в рабочую тетрадь.

 

Тема урока: «Письменность и знания древних египтян»

Урок 1-й – урок письма

Уже в 4-3 тысячелетиях до н.э. знаний у египтян было больше, чем они могли удержать в памяти и устно передавать их другим. Поэтому появилась потребность в письменности. Сначала просто рисовали то о чём хотели сказать.

https://urok.1sept.ru/articles/574056/img4.jpg

Затем знаками стали обозначать не только целые слова, но и один или несколько согласных звуков. Гласные звуки при письме пропускали. Знаки-рисунки назвали иероглифами. В египетской письменности около 750 иероглифов. Их вырезали, как правило, на камне и дереве, но основным материалом для письма служил папирус. Но вначале, чтобы научиться писать, писали на черепках битой посуды, потому что, папирус стоил очень дорого.
Когда хорошо осваивали письменность, писали на папирусе острой тростинкой, обмакивая её в чёрную краску. Но ученики имели ещё и красную краску, которой начинали писать новую мысль, новый абзац или выводить имя фараона. А сейчас прошу ответить на поставленные вопросы:

Задание  (ответить устно):

Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки-рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________

 

Как была разгадана тайна иероглифов.

На стенах египетских храмов, в гробницах фараонов, знатных вельмож помещено много загадочных знаков. Их долго не могли прочесть. Это были иероглифы - священные письмена. Французскому учёному Шампольону удалось прочесть древнеегипетские тексты. Впервые он увидел иероглифы в 11 лет. «Я прочту это, когда вырасту,» - сказал юный Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Он проявлял просто фантастические способности к языкам, знал латинский, греческий, древнееврейский, изучал все материалы, связанные с Египтом. Его внимание привлёк камень, найденный в Египте, на котором были надписи на древнегреческом языке и египетские иероглифы. Камень стал ключом к разгадке письменности Древнего Египта. Некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой, в древнегреческом тексте так было выделено имя фараона Птолемея, а на другом камне в рамке было имя царицы Клеопатры. Шампольон доказал, что иероглифы – это знаки письма. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным египтологом.

 В древнеегипетской школе.

 Школы в Древнем Египте находились обычно при храмах, а учителями в них были жрецы.

Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Стоимость папируса была высокой.

Давайте представим себе, как проходили занятия в древнеегипетской школе. Пол устлан циновками: на них и сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель, писец. За ним раб несет письменный прибор и два ящика с рукописями. Учитель садится в резное кресло. Мальчики получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем им доверяли папирус. Мальчики занимались в школе целый день.

Вопросы учащимся: Как из тростника изготовляли материал для письма?

Как выглядела древнеегипетская книга? /Ответы учащихся /

Ученики писали тростниковой палочкой, обмакивая её в чёрную краску. Когда хотели выделить новую мысль, то её писали красной краской обычно с новой строки.

Вопрос учащимся: какое выражение есть в нашем языке, связанное с этим древнеегипетским правилом?

Нелегко было научиться писать в Древнем Египте, нужно было выучить 700 иероглифов. Они были очень похожи на рисунки и передавали целое слово. Но затем иероглифы стали означать отдельные слоги или даже буквы. Так возникло слоговое письмо. Примеры иероглифов: https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/27/s_5e57ef1455097/1368846_1.jpeg  - рот, затем и согласный звук «р», иероглиф https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/27/s_5e57ef1455097/1368846_2.jpeg  - хлеб стал употребляться для передачи звука «Т», потому что по-египетски «хлеб» - «тэ» . Иероглифом - «мотыга» могли записывать сочетание согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове, так как мотыга по-египетски «мер». Гласные звуки иероглифами не передавались. Египтяне ставили рядом со словом значок-определитель, который не читался, а только подсказывал о чём идёт речь.

Но затем египтяне придумали знаки и для обозначения гласных звуков

 

Урок 2-й, математика

Ученики запомните, что для того, чтобы египтянину знать сколько собрано зерна, как будет обеспечена его семья, его скот, сколько нужно зерна для посева, нужно уметь считать и вычислять. Эти знаки помогали египтянам в расчётах. 

https://urok.1sept.ru/articles/574056/img5.jpg

Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево. Например, число 15 записывалось так:

Сперва шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее.

Вопрос учащимся: какой цифры не было у египтян? / Ответ учащихся: «У египтян не было цифры 0»

Вопрос учащимся (устно): где в Древнем Египте применялись математические знания?

Задание учащимся: запишите египетскими цифрами дату своего рождения.

 

Миллион обозначался как - нарисованный человек поднявший руки вверх от удивления перед таким большим числом.
Вы так же должны знать, что при постройке дамб, при разливе Нила, при постройке пирамид для  фараона и зданий для государства необходимо было высчитывать число работников, чтобы закончить строительство в срок, и количество нужных для строительства материалов.
Все вычисления, которые производились называются  АРИФМЕТИКА. 


Будущие писцы и жрецы, должны знать, что для рытья каналов, деления поля на участки, постройки зданий нужно измерять линии, площади и объёмы. Для этого необходимо знать ГЕОМЕТРИЮ.

Урок 3-й, астрономия

 Астрономия зародилась из наблюдений за поведением Нила и положением звёзд на небе. Почему египтяне постоянно наблюдали за небом? Потому что, они должны знать, что перед разливом - кормильца Нила звёзды занимают определённое положение, и чтобы к этому времени земледельцы могли подготовить каналы и дамбы. А зная положение звёзд на небе ночью, египтяне могли ориентироваться на местности, когда шли с торговым караваном или, как военачальник, вел свое войско в завоевательный поход, чтобы пополнить богатства фараона. Для этого египтяне использовали карту звёздного неба, составленную жрецами-звездочётами.
А теперь познакомимся с календарём. Запомните: Годом считается время от разлива Нила до следующего его разлива и он составляет 365 суток и делится на 12 месяцев, каждый месяц имеет 30 дней, а в конце каждого года добавляется 5 дополнительных суток, которые египтяне празднуют как дни рождения главных богов. Запомните, день делится на 12 часов, ночь тоже на 12 часов. Для измерения времени они употребляли водяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием в низу: сколько воды вылилось, столько и времени утекло.

Посмотрите презентацию, перейдя по ссылке:

https://disk.yandex.ru/i/X3L8XyaQQrCUqw

Вопрос учащимся: как называется наука, которая ведёт наблюдения за небесными телами?

Задание:

1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ______________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ___________________________________
6. Для чего нужны эти знания? _________________________________________________________ 
7. Какая наука давала все эти знания? _________________________________________________

Урок 4-й

Знакомство с правилами в древнеегипетской школе

https://urok.1sept.ru/articles/574056/img6.gif

Закрепление изученного материала по вопросам:

1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?

2. Кто в Древнем Египте был хранителем знаний?

3. Объясните, почему в Древнем Египте говорили: «время утекло»?

4. Какие науки были развиты в Древнем Египте?

5. Согласен ли ты с правилами для учеников в школах Древнего Египта и почему?

6. Назови важнейшие науки, которым учили будущих жрецов и писцов.

 

 Домашнее задание.1. § 12 стр.  61-65; 2. Тетрадь по истории № 36, 38,39.

Категория: 5 классы | Добавил: ishchienko62
Просмотров: 102 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz