Понедельник, 18.08.2025, 13:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Дистанционное обучение

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


22.09.2023 5а,в
23.09.2023, 08:13

Урок № 6.

Тема: От первобытности к цивилизации.

Цель:

Охарактеризовать открытие человеком металлов, появление обмена, денег, торговли, имущественного неравенства, дать первичное понятие цивилизации и ее признаков.

Ход урока:

I. Актуализация изученного:

1. Ответ у доски:

1. Рассказать о приручении животных.

2. Рассказать о возникновении земледелия.

3. Рассказать о развитии ремесел.

2. Карточки:

1. Как называются несколько родовых общин живущих вместе?

2. Как называется самая ранняя форма земледелия?

3. Как называется обожженная глина и посуда из нее?

1. Приспособление для производства гончарной посуды.

2. Первое животное, прирученное человеком.

3. Глава племени.

II. Изучение нового материала:

1. Открытие металлов. (рассказ учителя)

В очаги первобытных людей иногда попадали самородки меди, которые плавились на сильном огне. Земледельцы и скотоводы использовали это открытие. Они заливали расплавленный металл в керамические формы, и получались топоры, наконечники копий и стрел, кинжалы, украшения.

Затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся — переплавить. Медными орудиями было удобнее работать. Вскоре люди научились добавлять к меди олово. Так получилась бронза, сплав, не уступающий по твёрдости камню.

Около 7 тысяч лет назад каменный век закончился. Ему на смену пришёл бронзовый век.
После открытия металлов появились излишки продуктов питания. Работая металлическими орудиями, человек мог вырастить зерна, овощей, фруктов больше, чем ему самому было нужно для жизни. Труд одного обеспечивал сразу многих. У поселениях увеличивались стада домашних животных, больше стало ремесленных изделий.
7 тыс. лет назад – начало бронзового века

2. Появление обмена и денег. (совместное чтение)

Земледелие и скотоводство вначале существовали вместе, затем произошло разделение: одни племена стали земледельческими, другие — скотоводческими.

Между племенами земледельцев и скотоводов возник обмен продуктами их труда. Скотоводам требовались хлеб и овощи, а земледельцам — шерсть, шкуры, скот, которые в избытке имелись у скотоводов.

В поселениях земледельцев появились ремесленники, живущие только за счёт своего ремесла. Они обменивали свои изделия на продукты питания.

Но простой обмен часто становился трудным делом. Людям приходилось помногу раз обменивать продукты, скот, вещи, чтобы, наконец, заполучить то, что им было нужно. Для удобства требовался такой товар, на который можно обменивать другие товары. Так появились дёньги.
В качестве денег использовались редкие раковины, слоновая кость, перья птиц. Удобнее всего оказались кусочки золота и серебра. Металл был дорог, его удобно хранить и носить, он прочен и не портится от времени. Его можно делить на части. Расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть.

С появлением денег простой обмен превратился в торговлю. Появились и люди, которые занимались только этим, — торговцы и купцы.

ü  Почему произошло разделение племен на земледельческие и скотоводческие?

ü  Чем отличаются скотоводческие племена от земледельческих?

ü  Что было главным богатством тех и других?

ü  Какими продуктами (товарами) могли обмениваться племена?

Почему простой обмен был не простым делом?

ü  Какие трудности могли возникнуть при обмене?

ü  Что такое деньги?

ü  Что использовалось древними племенами в качестве денег?

ü  Почему золото дороже чем серебро, а серебро дороже чем медь?

3. Общинники и знать. (рассказ учителя)

Из родов выделялись большие семьи, которые переселялись на новые земли. Возникали посёлки, где жили уже не родственники, а просто соседи. Совместная работа была по-прежнему необходима — чтобы построить плотину или выкопать канал для орошения поля. Люди продолжали объединяться в общины, но теперь уже не родовые, а соседские. В них входили не сородичи, а соседи—общинники.

Между людьми не было прежнего равенства. Одни семьи становились богаче, другие беднели. Старейшины забирали себе самые плодородные и большие участки земли. В кочевых племенах старейшинам принадлежали лучшие стада.

Богатели искусные ремесленники, ещё чаще — торговцы их изделиями.
Между племенами начались столкновения и войны за лучшие поля, пастбища, скот, металлы. Большая часть добычи доставалась вождям и старейшинам. Захваченных на войне пленных они превращали в своих рабов и заставляли их трудиться на себя.

Вожди и старейшины становились знатью. Они передавали свои богатства и знатность по наследству. Теперь положение человека в общине и племени зависело от его происхождения и богатства.

ü  Что такое родовая община?

ü  Кто становился родовым старейшиной?

очему сородичи его слушались?

ü  Чем отличается соседская община от родовой?

ü  Кто становился старейшиной в соседской общине?

ü  Мог ли им стать бедный человек?


4. Что такое цивилизация.

Благодаря применению металлов, развитию земледелия и скотоводства появились. деньги, знать, общинники и рабы. Излишки зерна, овощей, скота, ремесленных изделий люди смогли делить, обменивать, захватывать в войнах.

Период в истории, когда люди были равны между собой, трудились сообща, имели общее имущество, жили родовыми общинами и племенами, называется первобытным.
Общины и племена развивались неодинаково. 7 тысяч лет назад только немногие человеческие 
коллективы научились выплавлять металл, а большинство жило по-прежнему, в каменном веке. Многие не знали даже земледелия и скотоводства и всё ещё занимались охотой и собирательством.

Около 5 тысяч лет назад в ряде районов мира происходят поразительные перемены. Вместо слабо укреплённых селений появляются города. Вместо племенных вождей — могущественные цари, которые опираются на войско, чиновников, судей, надсмотрщиков. Так возникают первые государства. Искусные зодчие воздвигают дворцы и храмы богам, а художники украшают их картинами и статуями. Первые в мире учёные занимаются математическими вычислениями, наблюдают движение небесных светил. Возникает письменность. Все эти перемены означают, что на смену первобытности пришёл новый уровень развития общества — цивилизация.
Двумя районами мира, обогнавшими в развитии все другие, были Египет и Междуречье. Здесь возникли первые цивилизации. Вскоре появились цивилизации в Индии и Китае.

Цивилизации – 5 тысяч лет назад.

Характерно:

Ø  Имущественное неравенство

Ø  Государственная власть

Ø  Города

Ø  Письменность

III. Закрепление изученного:

Просмотрите видео и ответьте на вопросы: https://disk.yandex.ru/i/yJhP4wYTnkUv5w

 

Чем медные и бронзовые орудия лучше каменных? Почему люди не могли научиться выплавлять медь до появления земледелия и скотоводства? Объясните значение слов и понятий: бронзовый век, кочевники, деньги, знать. К чему привело разделение племён на земледельческие и скотоводческие? Что такое соседская община? Чем соседская община отличается от родовой? Сколько лет прошло от появления земледелия до открытия металлов? Со времени открытия меди — до возникновения цивилизации? Какие новые явления в жизни людей показывают, что появилась цивилизация?

Д/З: пар. 5, вопросы, тетрадь с. 13 №16, С. 14 №17,18, 19.

Категория: 5 классы | Добавил: ishchienko62
Просмотров: 158 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz