Воскресенье, 17.08.2025, 07:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Дистанционное обучение

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог файлов


18.03 10кл биология
18.03.2024, 09:40

Сцепленное наследование признаков. Лабораторная работа № 5 «Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы на готовых микропрепаратах»

В 1906 году Реджинальд Пеннет и Уильям Бетсон, проводя скрещивание душистого горошка и анализируя наследование нескольких признаков,  формы пыльцы и окраски цветков, обнаружили , что эти признаки не дают независимого распределения в потомстве в соотношении 3 : 1.  Гибриды всегда повторяли признаки родительских форм. Стало ясно, что не для всех признаков характерно независимое распределение в потомстве и свободное комбинирование.

Дело в том, что ген формы пыльцы и ген окраски цветка  лежат в одной хромосоме. Признаков в организме значительно больше, чем хромосом в которых эти признаки локализованы. Следовательно, каждая хромосома несёт не один ген, а целую группу генов, отвечающих за развитие разных признаков.

Изучением наследования разных признаков, гены  которых  локализованы в одной хромосоме занимался Томас Морган, он предложил закон сцепленного наследования:

Гены, которые находятся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцеплено.

Это означает, что между генами   находящимися в одной хромосоме,  возникают силы сцепления. То есть силы взаимодействия.

И чем ближе эти гены , тем сильнее взаимодействие. Если Мендель проводил свои эксперименты на горохе, то для Моргана основным объектом стала  мушка Дрозофила фруктовая.  У которой присутствует диплоидный набор из 8 хромосом.

Небольшие размеры, короткий жизненный цикл и простота культивирования  позволяют использовать ряд видов дрозофил как образцовые объекты  для генетических исследований.  Самец и самка внешне хорошо различимы. У самца брюшко меньше и темнее.  Дрозофила фруктовая – наиболее важный для науки вид дрозофил . Главными её характеристиками как модельного объекта,  является малое число хромосом. Дрозофила каждые 2 недели при температуре 25 градусов цельсия достаточно легко размножается в пробирках и даёт многочисленное потомство.

Одним из первых экспериментов Томаса Моргана  по изучению сцепленного наследования был опыт: скрещивали мушку дрозофилу с серым телом и нормальными крыльями с мушкой, имеющей тёмную окраску тела и зачаточные крылья.

В первом поколении Морган получил гибриды , которые имели серое тело и нормальные крылья. Далее при скрещивании 2х гетерозигот с серым телом и длинными крыльями в первом поколение получается 2 фенотипических класса  организмов: имеющие светлое тело и нормальные крылья  и  серое  тело с зачаточными крыльями. Тоесть , расщепление идёт на 2 класса, а не на 4 как при дигибридном скрещивании Менделя.

Два потому, что гены окраски тела и длины крыльев сцеплены в хромосоме.

А – серое тело                                           АВ                  ав

а – рецес  черное тело                               АВ                 ав

В -  развитие длинных крыльев

в – зачаточные крылья

Символы записываются не рядом, а как бы друг над другом с двумя черточками.

Черточки – условное обозначение хромосом.  В Ф1 первом поколении организм гетерозиготен по  обеим генам, но при образовании гамет эта гетерозиготность не даёт  всех возможных комбинаций, т е родительские  гены остаются связаны и гаметы образуются 2х видов.

Ф1   АВ

         ав                           гаметы         АВ         ав

 

Ф2    АВ            АВ              ав

         АВ            ав               ав         При взаимодействии гамет в потомстве  возникают всего  3 вида  генотипических класса потомков.

Морган исследуя наследование сцепленных генов, обнаружил, что существую нарушения этого правила  по дигибридному скрещиванию Менделя.

Он провёл анализирующее скрещивание. Взял дигетерозиготную особь , которая получилась при скрещивании в первом поколении, и скрестил её с черной мушкой с зачаточными крыльями, т е оба рецессивных признака. Получился необычный результат.   Морган рассуждал, если гены окраски крыльев и формы тела локализованы в одной хромосоме, то при данном скрещивании должны были получиться 2 группы особей , повторяющие признаки родительских форм. Так как материнский организм должен был образовывать гаметы только двух типов: АВ    ав   , а отцовский – один тип       ав.

Следовательно в потомстве должны образоваться две группы особей, имеющих генотип 

АВ//ав    и    ав//ав

Но в потомстве появляются особи, пусть и в незначительном количестве АВ//ав          ав//ав            Ав//ав            аВ//ав

С перекомбинированными признаками , т е имеющие генотип Ав//ав      аВ//ав

В потомстве явно преобладали особи с признаками родительских форм  41,5%   были  серые длиннокрылые, 41,5% черные с зачаточными  крыльями. И только незначительная часть  мушек имела другое сочетание признаков   8, % светлое с зачаточными крыльями и 8, 5 % тёмное с нормальными крыльями.

Такие результаты могли быть получены только в том случае, если гены, отвечающие за окраску тела и  длину крыльев находятся в одной хромосоме. Для того,. Чтобы объяснить это нужно вспомнить механизм образования половых клеток – МЕЙОЗ. 

В профазе первого мейотического деления гомологичные (идентичные) хромосомы одной пары конъюгируют  - сближаются- и могут разрываться в месте контакта. В этот момент между ними может произойти обмен участками  - кроссинговер.

КРОССИНГОВЕР – перекрёст – процесс обмена  участками гомологичных хромосом во время конъюгации в профазе первого мейоза.

В результате образуются КРОССОВЕРНЫЕ гаметы.    Организмы, образованные в результате слияния кроссоверных гамет называются  РЕКОМБИНАНТНЫМИ.

Так , в результате кроссинговера происходит обмен участками хромосом между генами  А и В, появляются варианты   аВ и Ав.  И как следствие в потомстве образуются 4 группы фенотипов как при свободном комбинировании генов.

Кроссинговер происходит не после каждой конъюгации  и определить  в каких участках он произойдёт достаточно сложно. В ходе эксперимента Томасу Моргану удалось доказать, что частота кроссинговера  между генами прямо пропорциональна расстоянию между ними в хромосоме.

Т е , чем дальше гены  находятся в хромосоме друг от друга, тем чаще между ними происходит кроссинговер.

 Существует понятие ПОЛНОГО и НЕПОЛНОГО сцепления.

Неполное сцепление – это разновидность сцепленного  наследования, при котором гены  анализируемых признаков располагаются  на  некотором расстоянии друг от друга, что делает возможным кроссинговер между ними.

Полное сцепление – это разновидность  сцепленного наследования при котором гены анализируемых признаков располагаются  так близко друг к другу, что кроссинговер между ними становится невозможным.

Это открытие  позволило  Томасу Моргану разработать метод, который позволяет  построить ХРОМОСОМНЫЕ КАРТЫ -  Это графическое изображение хромосомы , на котором определённые ЛОКУСЫ (гены) отмечены соответственно расстоянию между ними.

Хромосомные карты составляют при помощи генетического анализа, который позволяет точно определить  положение в хромосоме любого гена.

ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ  НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Изучение Морганом  наследования родительских признаков гибридами дрозофиллы показало, что число групп сцепленного наследования было равным  количеству пар гомологичных хромосом.  Например, у человека 46 хромосом, т е 23 группы сцепления, у дрозофилы 8 хромосом -  групп сцепления  - 4.

На этом основании был сделан вывод о строгой локализации  конкретных генов в определённых парах хромосом.

Возникновение кроссоверных ( рекомбинантных) особей  дрозофилы можно было объяснить только линейным  расположением генов  и их обменом при кроссинговере в  профазе 1го мейоза.

Томас Морган обосновал хромосомную теорию наследственности , согласно этой теории Передача наследственной информации связана с хромосомами в которых линейно,  в определённой последовательности, локализованы гены.

Именно хромосомы представляют собой материальную основу наследственности.

Формированию хромосомной теории способствовали данные полученные  при изучении генетики пола , когда были установлены различия в наборе хромосом у организмов различных полов.

Хромосомная теория наследственности сформулирована  в 1911 году американским ученым Томасом Морганом. Её сущность заключается в следующем:

- основным материальным носителем  наследственности являются хромосомы с локализоованными в них генами.

- гены в хромосомах расположены линейно, каждый ген имеет определённое место (локус) в хромосоме

- гены, расположенные в одной хромосоме , образуют группу  сцепления и наследуются совместно

- число групп сцепления равно гаплоидному набору  хромосом у гомогаметных  особей  и  n+1  у гетерогаметных особей

- между гомологичными хромосомами может происходить  обмен участками (кроссинговер), в результате кроссинговера возникают гаметы , хромосомы   которых содержат новые комбинации генов.

- сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера

- частота  кроссинговера между гомологичными хромосомами  зависит от   расстояния между генами, локализованными в одной хромосоме . Чем это расстояние больше, тем выше  частота кроссинговера.

Значение этой теории заключается в том, что она дала объяснение законам Менделя, вскрыла цитологические основы наследования признаков и генетические основы теории естественного отбора.

В каждой хромосоме содержится большое количество геенов. Гены, которые находятся в одной хромосоме , при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцепленно. Поэтому гены, входящие в группу сцепления не подчиняются  третьему закону Менделя о независимом наследовании признаков. Число таких групп наследования в клетках организмов равно числу пар хромосом, т е  их гаплоидному набору

Сила сцепления между генами зависит от расстояния между ними. Чем дальше гены располагаются друг от друга, тем выше частота кроссинговера и наоборот.

https://www.youtube.com/watch?v=sjNtwKd5Gx0     инфоурок  Сцепленное наследование признаков.

Лабораторная работа № 5

«Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы на готовых микропрепаратах»

 

Цель работы: научиться составлять простейшие схемы на моногибридное и дигибридное скрещивание, изучить алгоритм решения генетических задач, решить генетические задачи на применение основных законов наследования

Оборудование: информационные источники, схемы и рисунки

 

Ход работы

Решая любую задачу по генетике, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  •  Прочитать условие задачи от начала до конца.
  •  Перевести данные задачи в генетические символы.
  •  Записать условие задачи в краткой форме.
  •  Осуществить решение, опираясь на соответствующую закономерность.
  •  Прочитать условие задачи еще раз и сверить с решением, то ли найдено.
  •  Написать ответ в согласии с условием задачи.

Пример:

Р      Aa    x    Aa

G  (A) (a)    (A) (a)  

F1  AA; Aa; Aa; aa

 

Задача 1. Известно, что ген чёрной окраски крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания чёрного гомозиготного быка с красной коровой?

Задача 2. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщина родились три кареглазые девочки и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминантный. Каковы генотипы родителей и детей.

Задача 3. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей IV группа крови?

Задача 4. Гибридные абрикосы получены в результате опыления красноплодных растений нормального роста с пыльцой желтоплодных карликовых растений. Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак; желтый – рецессивный; нормальный рост – доминантный; карликовость – рецессивный. Все исходные растения гомозиготны: гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы?

Вывод

Категория: 10 классы | Добавил: utarasenko
Просмотров: 2333 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz