Цель: учить отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения в деформированном тексте; развивать умение распознавать в тексте отдельные предложения; развивать орфографическую зоркость; развивать устную и письменную речь; воспитывать аккуратность.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний.
2.1 Работа над ошибками.
2.2 Орфографическая минутка.
Д…р..га, свеч…ка, ж…знь, (О,о)льга, пр…щай, в…да, с..нтябрь
3.Сообщение темы и целей урока.
4. Работа по теме урока.
4.1Объяснение материала.
На прошлых уроках мы познакомились с предложением.
Все предложения состоят из членов предложения. Но все ли члены предложения равны?!
При строительстве дома рабочие укладывают фундамент. Это основа дома. Главная его часть.
Когда готов фундамент – строят дом.
Если не будет фундамента – дому станет не на чем стоять.
Так же и в предложениях.
В любом предложении есть основа. Главная часть предложения.
Весной папа построил кирпичный дом.
В этом предложении 5 слов. Как же узнать какие из них составляют основу предложения?
Уберём первое слово - «Весной».
Получилось предложение:
Папа построил кирпичный дом.
Смысл предложения сохранился.
Уберём другое слово- «папа».
Весной построил кирпичный дом.
Кто построил? Не хватает одного члена предложения. Папа. Без него мы не сможем понять, кто построил дом.
Если убирать слова по очереди, то можно понять без каких членов предложения смысл понять невозможно.
Выходит, что главными являются слова:
Папа построил.
Весной папа построил кирпичный дом.
О ком говорится в предложении? О папе. Папа - действующее лицо.
Значит, определили верно. Папа – это главный член предложения, который называется ПОДЛЕЖАЩЕЕ и подчёркивать его мы будем одной чертой.
Что папа сделал? Построил
Какое действие выполнил папа?
ПОСТРОИЛ- это СКАЗУЕМОЕ и подчёркивать его мы будем двумя чертами.
Весной папа построил кирпичный дом.
Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения. Иначе они называются грамматической основой.
Запишите это предложение.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
5.1 Работа над предложениями.
Составьте предложения. Запишите их. Подчеркните грамматическую основу.
небу плывет По туча
прыгнул на кот камень Васька
5.2 Запись под диктовку.
Наступила осень. Часто идут дожди. Созрели овощи.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
Тетрадь С.9, упр. 14.
|