Цель: расширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов; обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость; развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве; воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа; формировать положительно-эмоциональный настрой.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний.
-Какой бывает речь? Назовите виды речи.
- Что такое диалог? Монолог?
3. Работа по теме урока.
3.1 Беседа
Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная. Кто-нибудь из вас знает, как эта наука называется?
Этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов».
Цель словарей - привлечь внимание к живому слову, заинтересовать школьников русским языком, пробудить желание искать и находить исторические корни, исследовать, углубляться в историю слова, и не просто делать открытия, а делать их с радостью и удовольствием. И конечно, тут не обойтись без самой разнообразной литературы - захочется заглянуть в энциклопедии и словари, открыть географический атлас, полистать книги по истории. Зато результат того стоит. Ведь этимология - наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного, и любознательного обязательно ждут открытия.
3.2 Работа над словами.
Откройте тетради и запишите число и классная работа.
Узнайте слово по его значению. Запишите ТОЛЬКО это слово через запятую.
Хищный зверь с мехом рыжего цвета.(Лиса)
Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)
Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)
То, чем едят суп (ложка)
Время года, когда идёт снег (зима)
4. Физкультминутка.
5.Продолжение работы по теме урока.
5.1 Тест.
Тест № 1 по теме « Виды речи. Диалог и монолог»
1. Речь, которую мы произносим – это
а) устная речь; б) письменная речь; в) речь про себя.
2. Речь, написанная буквами или другими знаками –
а) устная речь; б) письменная речь; в) речь про себя.
3. Наша внутренняя речь –это
а) устная речь; б) письменная речь; в) речь про себя.
4. Речь двух или нескольких лиц – это
а) диалог; б) монолог.
5. Речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе - это
а) диалог; б) монолог.
6.Прочитай текст. Определи это монолог или диалог.
-Почему ты рано встал?
- Я, бабуля, спать устал.
а) диалог; б) монолог.
Спишите данный диалог в тетрадь.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
с. 14, упр.3 списать диалог.
|