Цели: формировать представление о том, что такое природа; формировать умение различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их.
Ход урока
- Организационный момент.
П. Сообщение темы и целей урока.
2.1. Тест
1.Выбери полное имя нашей страны?
А) Россия;
Б) Российская Федерация;
В) Союз Советских Социалистических Республик.
2. Допиши предложение:
Государственные символы Российской Федерации -
Что означает слово «федерация»?
а) символ;
б) слияние;
в) объединение, союз;
г) разъединение.
4. Закончи предложение.
Крупный населенный пункт, многоэтажные дома,много улиц и проспектов, театры и музеи ….
5. Закончи предложение.
Небольшой населенный пункт, ,выращивание овощей, выращивание животных….
П. Сообщение темы и целей урока.
- Подойдите к окну. Посмотрите: какое великолепие красок нас окружает! - Перечислите всё, что относится к природе. (Дерево, куст,
трава, ворона, камень, солнце.)
- Вы много назвали предметов. Природа - это всё, что нас окружает, что не сделано руками человека. Всё, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Какие? (Живая и неживая природа.)
- Назовите предметы неживой природы. (Ветер, дождь, солнце.)
- Подставьте щёчки к солнышку. Что вы чувствуете? (Немного тепла.)
- А как светило солнце летом? (Оно светило ярко, поэтому было жарко.)
- Посмотрите на небо. Что вы там видите?
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)
- Часто ли вы видели облака, плывущие по летнему небу? (Редко.)
Какие облака вы видите осенью? (Серые.)
Отгадайте загадку.
Летит без крыльев и поёт, прохожих задирает. Одним проходу не даёт, других он подгоняет. (Ветер.)
-Какие изменения с приходом осени происходят в неживой природе? (Солнце светит и греет слабее, по небу плывут серые облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становится прохладнее.)
- Посмотрите на небо. Что вы видите? (Облака, солнце.)
- А почему вы не видите звёзды? (Солнце яркое, поэтому звёзд не видно.)
- Что придёт на смену солнцу? (Луна или месяц.)
- Что происходит в природе с наступлением ночи?
- Как вы думаете, какая тема урока?
Ш. Изучение нового материала
3.1.Работа по учебнику (с. 14-15).
- Можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? (Нет.)
- Что такое природа? (Природа - это всё что нас окружает и существует независимо от человека.)
- На какие две группы делят природу? (На живую и неживую.) На доске записаны две группы предметов.
- Назовите представителей двух групп, а также как можно больше признаков, которыми они отличаются.
Живая природа Неживая природа Рукотворный мир
Растения, животные, Воздух, песок, камни, Города, храмы, па-
бабочки, насекомые, вода, солнце, земля и мятники и т. д.
и т. д. т. д.
Представители живой природы питаются, растут, приносят потомство, умирают. А представители неживой природы не обладают этими признаками. К какой группе относится человек? (Часть живой природы. Он относится к миру животных.)
4.Физкультминутка.
5. Продолжение работы по теме урока
5.1.Работа по учебнику (с. 16-17).
- Как вы думаете, влияет ли неживая природа на живую? (Живым организмам необходимы кислород для дыхания, а также солпечное тепло, вода для питания растений, являющихся пищей для живых организмов.)
- Прочитайте первый абзац на с. 16.
- Рассмотрите рисунки и расскажите друг другу, каким может быть отношение человека к себе, к другим людям, к природе, к рукотворному миру.
- Ответьте на вопросы на с. 17.
5.2. Работа в тетради
Подчеркни зеленым карандашом объекты природы, а красным – предметы рукотворного мира.
Автомобиль, дуб, одуванчик, компьютер, муравейник, снежинка, сосулька, мороженое, телевизор, туча, зонт, дождь, олень, книга, карандаш, шоколадка.
IV. Итог урока.
- Как связаны неживая и живая природа?
Домашнее задание: учебник, с. 14-17;
|