Цель: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; вести одновременную работу над произведением и речью детей; формировать литературоведческие представления, обеспечивающие
детям полноценное восприятие произведения; заинтересовать проблемой произведения; учить находить новые краски в знакомом тексте; учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; воспитывать любовь и уважение к русскому языку и народному творчеству; развивать навыки общения.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
2.1 Тест
3.Работа по теме урока
3.1 Беседа.
Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.
Что вы можете сказать об этих персонажах?(Они очень разные, даже внешне.)
- Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его.
3.2. Работа над содержанием сказки.
Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.
- Кто из героев сказки вам понравился и почему?
Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.
- Что значит покумились?
(Породнились на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)
- Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?
-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.
-Как же Лиса звала Журавля? (По-доброму, как принято у русских людей.)
- Прочитайте 4 абзац.
- Что приготовила Лиса? Почему? (Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)
- А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?
- А что сделала Лиса?
- Зачем она размазала кашу по тарелке?( Чтобы гость не обжёгся.)
- Как она угощала гостя?
(Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала»)
- Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?
(Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам.)
- Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку? (Тогда, когда начали есть.)
- Прочитайте следующие два предложения.
- Как ел Журавль? (Клевал)
- А как едят другие птицы?
- Знала ли об этом Лиса? (Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)
- Как ела Лиса?
- В чём была её оплошность?
(Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)
- Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?
( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)
- Как поступает Журавль?
(Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)
3. Физкультминутка.
4. Продолжение работы по теме урока.
4.1 Выборочное чтение.
4.2 Работа по содержанию.
- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?
- Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет? (УМЫШЛЕННО.)
- Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ?(Приготовил.)
- Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля?
- Как Журавль угощал Лису?(Предупредил, что никакого другого угощения нет.)
- Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?
- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения? (Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)
- Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.
-Что значит «взяла досада»?
- Вы удивлены этому? (Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости.)
- Но ведь Журавлю тоже было обидно возвращаться домой голодным.
Да, обидно. Только обида обиде рознь. Почему?
(Лиса не умышленно обидела Журавля: она его угостить хотела.)
- Но чего не учла? (Что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности;
во время приёма надо заниматься гостем, а не собой.)
- А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться? (Культурно, искренне, честно.)
- Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?
- Что значит «несолоно хлебавши»?
- В этих строках есть пословица. Перечитаем её ещё раз.
«Как аукнется, так и откликнется».
- Объясните смысл пословицы.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание. читать сказку
|