Цель: познакомить детей с произведением фольклора – загадкой; формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов; расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»; сформировать представление и разработать схему построения загадки; воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
- Что такое фольклор? (устное народное творчество)
- Какие произведения фольклора ты знаешь? (сказки, загадки, потешки, пословицы, песни, заклички, небылицы….)
-Кто их сочинил? (народ)
-С каким произведением фольклора мы знакомились на прошлом уроке?
3.Работа по теме урока
3.1 Беседа.
Как вы думаете, что такое загадка?
- Какова задача жанра «загадка»? (Чтобы отгадывать задуманный предмет.)
- А зачем надо уметь отгадывать загадки? (Для игры. Это интересно.)
- Какие загадки вы знаете?
- Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? (Умным, сообразительным.)
Рассказ учителя о загадках
Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты.
Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его признаков, особенностей, по которым можно найти отгадку.
3.2 Работа по учебнику с. 24-25
3. Физкультминутка.
4. Продолжение работы по теме урока.
4.1 Работа над загадками.
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (глаза)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (ноги)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)
Висит груша,
Нельзя скушать. (лампочка)
Гладит всё, чего касается,
А дотронешься — кусается. (утюг)
Сто одёжек
И все без застёжек. (капуста)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух)
Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (медведь)
Пришла без краски и без кисти
И перекрасила все листья. (осень)
Течёт, течёт, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (река)
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
С. 24-25 читать.
|